Этот вид промысла, оставаясь одной из самых старинных степных традиций, и сегодня привлекает любителей добывать зверя с помощью собаки. Ветеран МВД и охотник с 45-летним стажем Серикбай Даутиев рассказывает о современных особенностях охоты с гончими, важности их подготовки и сохранении навыков, передаваемых в его семье из поколения в поколение.

Арчи берет след

Вислоухий молодой пес пегого окраса вот уже полчаса, казалось бы, бестолково бегавший по прибрежным зарослям, вдруг застыл как вкопанный, пригнул морду к земле, потянул воздух черным влажным носом и сначала негромко зарычал, а затем, приподняв морду, повернулся в сторону идущего вдалеке хозяина и негромко залаял.
– О-о-о, это Арчи, кажется, взял след, – убыстряя шаги, поспешил к нему охотник.
– Ну, что скажешь, мальчик? – присел он возле возбужденно перебиравшего передними лапами пса и ласково потрепал его по загривку.
Арчи взглянул на хозяина и, все поняв по едва уловимым движениям человека, рванул по следу.
Уже через полсотни метров тишину, нарушаемую лишь шорохом кустов, взорвал громкий лай. Арчи поднял добычу и целенаправленно погнал ее навстречу хозяину. А еще через несколько мгновений раздался хлесткий выстрел – матерый заяц, высоко подпрыгнув, рухнул в высокую траву. Арчи мгновенно подбежал к трофею, обнюхал его, для верности прижал лапой и присел, ожидая охотника.
Ветеран органов внутренних дел, 64-летний зайчатник Серикбай Даутиев – охотник с 45-летним стажем. В селе Карагач Мартукского района, где он родился и вырос, охотников-любителей было много и самым заядлым из них считался его отец. Он и при-
охотил сына к этому азартному делу.
– На охоту отец начал меня брать с собой, еще когда я учился в школе, – вспоминает охотник. – Лесистых мест по берегам Илека много, поэтому с пустыми руками мы почти никогда не возвращались. Отец выслеживал и добывал уток, зайцев. А когда мне исполнилось восемнадцать, я уже самостоятельно выходил на охоту со стареньким отцовским ружьем, одностволкой 16-го калибра.


На большей части территории Казахстана основной охотничий вид — заяц-толай (Lepus tolai). Это степной/полупустынный вид, приспособленный к открытому ландшафту Средней Азии; он широко распространен в полупустынях и степях Казахстана и считается объектом промысловой охоты, не включенным в Красную книгу Казахстана.


Важно знать повадки зверя

Отец научил Серика многому: повадкам зверей, как тропить, то есть находить и идти по свежему следу зайца, как узнавать места скопления дичи, как скрадывать – незаметно приближаться к пугливой стае диких уток или гусей, строить скрадок – шалаш-укрытие из веток, чтобы незамеченным ждать добычу.
– Важно знать повадки зверя, на которого охотишься. К примеру, тропили мы обычно по первому снегу, когда зайцы оставляют на снегу четкие следы, – делится секретами охоты зайчатник. – И мы уже знали, что заяц по первому снегу далеко не уходит. Выбрав удобное место, он подрывает землю, ложится в укрытие и спит. Не двигаясь лежит в своем укрытии, даже почуяв близкую опасность. Его лежбище трудно заметить. Добыча обнаруживает себя, лишь когда охотник подходит вплотную к убежищу, чуть ли не наступая на укрытие. Еще один способ охоты – скрадок, который мы устраивали ночью на вершине одной из скирд сена и ждали, когда на кормежку начнут собираться зайцы. Но такой способ охоты возможен только в полнолуние, когда светло и хорошо видно добычу. Еще один способ – загон. Несколько охотников уходят вперед, огибая с двух сторон лесополосу. Затем, заходя вглубь, шумом спугивают зайцев, заставляя их бежать прямо под выстрелы идущих на них охотников.
Дичи и зверя в те времена хватало с избытком. Сотни тысяч гектаров полей с пшеницей, ячменем, остающиеся на зиму скирды соломы на полях давали богатую пищу множеству зверья.
Но и сейчас добычи для любителей охотников хватает. Серикбай Даутиев вот уже более тридцати лет с семьей живет в селе Пригородное, и то, что это территория города, охоте не мешает. Он только сменил способ и сейчас занимается псовой охотой.
– Вот уже почти тридцать лет охочусь на зайцев с собаками, – делится собеседник. – Это совершенно другой вид и совсем другие эмоции. Не зря охоту с собаками называют царской. Здесь нужно знание не только повадок добычи, но и глубокие знания повадок, характера гончих собак.
Псовая охота на зайца — одна из старейших и самых колоритных форм охоты. В ней сочетаются азарт погони, тонкое знание зверя и тесный контакт охотника с собакой. Под псовой обычно понимают охоту, где основную работу по добыче выполняет собака — гончая или борзая, а роль человека сводится к организации, занятию лазов и точной стрельбе в нужный момент.
Если охота с борзыми отличается тем, что они, увидев зайца, гонят его по открытой местности, не упуская из виду, то гончие сначала чутьем определяют близость зверя, оповещают хозяина, показывая ему направление, и гонят дичь по запаху.


Псовая, как и любая другая охота, регулируется правилами региона: сроки, квоты, допустимые методы (часто оговорены запреты на ночную охоту, определены сроки на разных видов зайцев). Этическая сторона предполагает уважение к животному, гуманное уничтожение добычи и соблюдение правил безопасности при стрельбе (расстановка стрелков, подача сигналов).


Прирожденные лидеры

Именно с русскими пегими гончими собаками и охотится на зайцев Серикбай Даутиев.
– Первую гончую я приобрел более тридцати лет назад у приятеля, такого же заядлого охотника, из соседнего села, – рассказывает охотник. – С тех времен держу только русских пегих гончих. Сам натаскиваю их на зайца, учу ходить по следу, подавать нужный сигнал, когда собака учует запах и возьмет след.
Русская пегая гончая, как рассказал бывалый охотник, универсальная собака, виртуозно работающая как по лисе и зайцу, так и по волку. Порода была выведена российскими селекционерами методом скрещивания русской гончей с английскими и французскими представителями группы.
– Собаки этой породы спокойные, даже ленивые, но со своим нравом и даже, можно сказать, характером, – делится Серикбай Даутиев. – Не раз убеждался в том, что собака этой породы любит проявлять максимум самостоятельности, и заставить ее что-то делать, если она по каким-то причинам не хочет, просто невозможно.
Русские пегие гончие – прирожденные лидеры и охотники. Но есть одна трудность – щенками они часто подвержены всяким болезням. Охотник, взявший щенка этой породы, должен в течение года быть для собаки мамой, проводя с нею почти все время, тщательно ухаживая за питомцем. И уже через несколько месяцев щенка необходимо начинать дрессировать. Это называется нагонкой. Сначала щенка приучают к дисциплине и базовым командам: «ко мне», «на место». По мере взросления начинаются тренировки на развитие выносливости, работа по следу, прививка навыка не поедать добычу и отрабатывать подачу. Хорошая гончая способна гнать добычу часами, но неправильная нагрузка в молодом возрасте, как говорят охотники, сажает ноги — собака теряет скорость и работоспособность. Также важны ветеринарный уход, регулярные прогулки и кормление с расчетом на энергорасходы в сезоне. Но зато, когда щенок встает на ноги и становится взрослым, преданней друга и лучшего охотника не найти. И такие собаки, как утверждает опытный охотник, никогда не остаются без добычи.
– Но это если охотник правильно натаскал собаку, – уверен Серикбай Даутиев. – А охота с собаками, конечно, имеет свои нюансы. Тактика псовой охоты на зайца во многом зависит от местности, где находятся лежбища зайцев, времени года и поведения конкретного вида зайца.

Три приема

Основных приемов охоты, как объяснил Серикбай Даутиев, три. Первый – по чернотропу, когда гончие берут след по черной, не укрытой снегом тропе. Охотники читают голос собак и занимают возможные лазовые проходы (дороги, тропы, просеки), где заяц с большой вероятностью покажется. Второй прием – засадный, когда стрелки заранее расставлены на позициях (обычно в линию с интервалом), охотники не перемещаются без сигнала. Собаки гонят зверя и выводят его к засаде. И третий прием – свободный. В таком случае охотники и собаки передвигаются мобильными группами, действуют более импровизированно.
Охотничье снаряжение зайчатников не самое разнообразное. Летом они охотятся в камуфляже, а зимой – в белых маскхалатах. Из оружия зайчатники чаще всего используют гладкоствольные ружья 12-го калибра (вертикалки или горизонталки), иногда самозарядные, с патронами с мелкой дробью или пулями, в зависимости от дистанций стрельбы. Выбор патрона определяется условиями (лес или поле) и желанием сохранить шкуру добычи.
– Сейчас я в основном приобретаю щенков в России. К примеру, в городе Перми есть знакомые охотники-заводчики, – возвращается охотник к рассказу о собаках. – В Казахстане, к сожалению, заводчиков таких пород почти нет.
У Серикбая Даутиева три собаки, и они самые лучшие не только в области, но и в стране. Семилетняя выжловка, то есть самка, Пальма, которую он приобрел щенком в далекой Удмуртии, пятилетний выжлец, то есть самец, Баян, его охотник привез щенком из Оренбурга. И самый молодой, но, как считает охотник, очень перспективный полуторагодовалый гончий пес Арчи, которого Серикбай купил у пермских заводчиков.
– Собаки у меня самых лучших кровей, – с гордостью делится охотник. – Недавно на конкурсе среди гончих собак в Костанае Арчи занял первое место в одной из номинаций. Но дело даже не в этом. Собака, особенно охотничья, становится не только частью семьи, но в каком-то смысле родным детищем охотника. Она привязывается к нему и никого, кроме хозяина, для нее просто не существует. Поэтому у охотника и собаки с самого начала устанавливаются незримые связи, я бы даже сказал, родство что ли. Ведь собака, которую с первых дней жизни воспитал человек – это самый близкий друг, она понимает каждое слово и даже движение старшего товарища. И этот друг, можно быть уверенным, никогда не предаст.


Улыбнись

Два собаковода хвалятся своими питомцами.
– У меня собака подходит к двери, звонит, я ее впускаю.
– А у меня не звонит…
– Фу, какая глупая собака…
– Да нет, просто у нее свой ключ есть…

Санат РАШ

Фото из личного архива Серикбая ДАУТИЕВА