Владимир БУРЬЯНОВ

Актобе растет, автобусов и маршрутов становится больше. Парк общественного транспорта обновляется. Отрадно отметить, что график движения стал комфортным для горожан. Если еще несколько лет назад уехать после 19 часов на автобусе было практически невозможно, а на некоторых маршрутах их не было уже после 18.00, сейчас же общественный транспорт курсирует даже после 21.00.
Все это замечательно, если бы не одно «но». Много вопросов к культуре вождения. Раньше устроиться на работу в автопарк было непросто, отбор был жестким. Старожилы, наверное, помнят, как в некоторых ЛиАЗах за кабиной водителя была еще небольшая кабинка – в ней находился инструктор. В стажеры брали лишь профессиональных
водителей.
Что же имеем сегодня? Частенько попадаю на один из автобусов восьмого маршрута. За рулем водитель в годах. На его примере еще раз убедился в том, что возраст – это не заслуга. У него свой алгоритм. Вместо того, чтобы закрыть двери и только потом начать движение, он все делает с точностью до наоборот. Автобус трогается, проезжает несколько метров, и лишь затем водитель закрывает двери. Однажды наблюдал, как на том же восьмом маршруте водитель проехал несколько остановок с открытыми дверьми, причем дважды по пути следования.
На некоторых маршрутах голос из динамиков предупреждает о возможном резком торможении. Означает ли это, что комфортный проезд нам не гарантируют? Часто, как только поднимаешься на подножку, автобус дергается с места, так что приходится держаться зубами за воздух. Иногда по пути следования водитель внезапно тормозит, а потом начинает оправдываться, что это впереди идущий транспорт неожиданно и снизил скорость или остановился.
А соблюдать дистанцию не суждено, как того требуют ПДД? Кстати, все, с чем боролись несколько лет назад, вернулось на круги своя. Водители курят за рулем. Но дым-то не улетучивается в открытое окно, а распространяется по салону, и мы невольно становимся пассивными курильщиками. Разговаривают по телефону во время следования. Да, да, без использования специальной гарнитуры, держа гаджет в руке. Был не раз свидетелем того, что в час пик автобусы по маршруту № 15 и 26 перестраиваются в третий или крайний левый ряд, проезжают остановки «Центральный парк» и «Мечеть», чтобы не застрять в пробке.
Все это, на мой взгляд, системные ошибки, и с ними надо как-то бороться. А пассажирам следует проявлять активную гражданскую позицию.