Нефтеюганский маэстро Венер Мухамадеев отметил 70-летний юбилей

2024-05-06 06:36:04

Исполнить его песни считают для себя честью такие знаменитые певцы, как Салават Фатхетдинов, Зарина Низомиддинова, Айдар Галимов, Ильсия Бадретдинова.

Недавно маэстро отметил 70-летие. Накануне юбилея он вместе с супругой Риммой Салиховной пришёл к нам в редакцию, чтобы рассказать о своём творческом пути.

Любовь к музыке зародилась ещё в детстве. Когда Венеру было пять лет, старший брат научил его играть на гармошке. Практически сразу мальчик стал выступать на сцене сельского Дома культуры. В какой-то степени музыка помогла ему пережить ранний уход мамы, он потерял её в семилетнем возрасте.

«Тогда я часто, играя на гармони, пел песни, которые мне ранее напевала мама. Через них я будто разговаривал с нею, в них изливал свою печаль. Чуть позднее написал первую собственную песню, посвящённую родным краям — башкирской деревне Старые Сулли. Я её никому не играю, берегу как что-то сокровенное из того детского времени», — делится Венер Сайфуллович.

В пятом классе его как талантливого ребёнка делегировали от района в «Орлёнок». Интересно, что в то же время на берегу Чёрного моря отдыхала и шестиклассница Римма, правда в «Артеке»: получила путёвку за победу в конкурсе «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи».

И таких совпадений у супругов немало. Например, оба учились в Уфимском музыкально-педагогическом училище. Но если Римма, как практически все выпускники, стала педагогом, то Венер, окончивший обучение с красным дипломом, получил от Министерства культуры Башкирии приглашение в Башкирскую государственную филармонию в качестве солиста-баяниста. Выступал на концертах государственного уровня. В 1973 году был призван в ряды Советской армии. Демобилизовавшись в 1975-м, приехал в район, где уже работала Римма.

«В годы студенчества мы учились на разных курсах, но, конечно, где-то пересекались. Хотя близко знакомы не были. Помню, многие были очарованы и восхищены его талантом и необыкновенным трудолюбием», — говорит Римма Салиховна.

С 1975 года оба работали в одном районе, поначалу педагогами, позднее Венер стал директором музыкальной школы. «Всех поражала его необыкновенная трудоспособность: 15-16 часов игры на баяне для него словно час-два для других», — рассказывает супруга нашего героя. Оказался он и прекрасным педагогом: его ученики впоследствии стали аккомпаниаторами известных артистов Татарии и Башкирии, преподавателями институтов культуры, Академии искусств Республики Башкортостан.

Ничто так не объединяет людей, как общее дело. В то время очень популярны были фестивали национальных культур, в которых участвовали представители всех учреждений: школ, больниц, колхозов. С самодеятельными артистами Венер и Римма после своей основной работы проводили подготовительные занятия. Так творческие отношения привели и к отношениям личным. Но в первую очередь их объединила любовь к музыке. Римма стала музой Венера Мухамадеева.

«Она придаёт мне сил, — признаётся маэстро, — поддерживает меня во всех делах. Когда я сочиняю музыку, отрываться нельзя. И кто, как не она, творческий человек, может это понять? Благодаря ей я состоялся как музыкант и композитор».

Неудивительно, что в его репертуаре много песен, посвящённых жене. Одна из них — «Жди, моя дорогая» — родилась, когда они были студентами Челябинского государственного института культуры. Римма поступила туда на два года раньше.

«Помню, уехала она на сессию. Работы, как всегда, было много, но я сумел вырваться к жене», — рассказывает Венер Сайфуллович. «На улице весна, — подхватывает с улыбкой Римма Салиховна. — Нам выделили комнату кастелянши. Заходим такие счастливые. Он говорит: «Садись!» И начинает напевать эту песню. Поёт, а у меня уже слёзы на глазах. Обнявшись, поём вместе. Разве забудешь такие моменты?!»

Песню «Вдвоём по жизни», тоже посвящённую супруге, он писал семь лет, постоянно дополняя.

Начинал её ещё в Башкирии. Позднее семья со старшей дочкой Региной переехала в Нефтеюганск, где купили балок, старались как-то обустроить свою жизнь. В песне такие строки: «Какие бы ветры ни дули, они не сломают нас, ты не переживай. Уверен, что доживём до золотой свадьбы…»

«Говорят: жизнь пройти — не поле перейти. Семейная жизнь — невспаханная целина: нужно преодолеть много испытаний, а прежде всего — уметь понимать своего супруга, поддерживать его во всём», — считает Римма Салиховна.

К слову, в начале нашей беседы Римма Мухамадеева скромно попросила: «Не пишите обо мне». Но как не упомянуть о человеке, который с молодости освещает путь супруга, делит с ним невзгоды и радости, является первой слушательницей и беспристрастным судьёй его произведений?

Сколько всего прошли они, взявшись за руки! Рассказывают, что, когда в 1983 году собрались в Нефтеюганск (и родственники звали, и работа по профилю намечалась), из Башкирии Венера Сайфулловича просто не отпускали. Приехали в Нефтеюганск, а обещанной работы нет.

Выручило удостоверение механика-водителя, полученное Венером в армии, где он служил танкистом. Устроился на работу в Мамонтово и на «газушке» проработал 11 лет. Портфель и шляпу сменил на рабочую робу. Жалел ли? «Нисколько, — говорит наш герой, — с детства никакого труда не чураюсь».

Но творческая работа нашла его и здесь, ведь все предприятия участвовали в фестивале трудовых коллективов. Узнав, что Венер Сайфуллович играет на музыкальных инструментах, попросили аккомпанировать. Услышав, что его супруга является дирижёром хора, попросили помочь и её.

«Представьте, я уже была в декретном отпуске. В пять утра мы с мужем бежим на автовокзал, едем в цех. Там пару часов занимаемся с административным персоналом, потом Венер едет на работу, я — домой», — рассказывает она.

Стоит ли удивляться, что подготовленные ими конкурсанты заняли первое место и вышли в финал? Теперь требовалось готовить лауреатов. С ними занимались уже вместе с новорождённой Альбиной. Мама дирижировала, папа аккомпанировал на баяне, а в это время кто-то из сотрудников нянчился с малюткой. На репетиции Римма Салиховна ездила ещё пару лет. Спасибо десятилетней дочке Регине, умевшей и нянчиться с младшей сестрёнкой, и топить печь, и готовить обед, и хорошо учиться в школе.

Однажды на глаза Римме Салиховне попалась в газете информация: в ДК «Строитель», в народный вокальный ансамбль «Лейсан» требуется концертмейстер-аккомпаниатор. Предложила мужу попробовать, и тот согласился. Было трудно выдержать такой ритм: приезжал из Мамонтово (жена уже ждала его с горячей водой), быстро мылся, переодевался в парадный костюм и бежал на репетиции, которые продолжались порой до 11 вечера. А вскоре и Римма Салиховна стала руководителем ансамбля.

Венер Мухамадеев внёс в жизнь коллектива яркие краски и признание. Был и певцом, и баянистом, и аранжировщиком, а главное — вдохновителем «Лейсан». Здесь особенно раскрылся дар композитора. Ансамбль стал давать концерты не только в городе, но и по всему округу, и в Тюменской области.

В 1997 году на базе ДК «Строитель» с лёгкой руки супругов Мухамадеевых был создан татаро-башкирский культурный центр «Тальян», ставший единственным национальным центром и в округе, и в Тюменской области. Просуществовав более десяти лет, он объединил 14 народных коллективов.

Позднее «Тальян» плавно перешёл в Центр национальных культур. «Мы работали профессионально, слаженно, с прекрасным подбором руководителей коллективов. Рабочий день заканчивался обычно в 11-12 вечера, и мы все вместе шли из 11 микрорайона домой. Наша одухотворённость просто не знала границ», — вспоминает Римма Салиховна.

В 1983-м, в первый год жизни в Нефтеюганске, Венер Мухамадеев сочинил песню «Юрюзань». На её создание вдохновила любовь к природе. Посвящено произведение красивой горной полноводной реке Башкирии и стало визитной карточкой композитора. За историю своего существования песня звучала и в России, и в Болгарии, в Германии, Турции, Финляндии. Её исполняли все знаменитости Татарстана и Башкортостана.

А тогда «Юрюзань» вмиг стала популярна. И её исполнителей была масса. Организация «Авторское право» прислала Мухамадееву письмо: «Хотим подтверждения, что Вы действительно автор этой песни, зарегистрируйте её».

Процесс был непростым, требовались не только мелодия, но и баянный аккомпанемент, аккорды. Уже тогда Венер Сайфуллович сказал жене: «Никогда не буду регистрировать песню до того момента, пока её не запоёт народ». Потому и не спешил. На что «Авторское право» прислало новое письмо: «Так как Вы не сразу отреагировали на нашу просьбу, все гонорары за ваши песни ушли в Фонд мира».

И даже такая явная несправедливость не расстроила Мухамадеевых.

«Я щедро делился с народом своим творчеством, и самой высшей наградой был отклик в душах людей», — говорит наш герой.

Ему удалось угадать код души своей нации, именно поэтому его произведения так любимы народом. Возможно, ещё и потому, что в основе его песен мелодичность.

«Стихи должны гармонично накладываться на мелодию, иначе песня не воспринимается», — считает Венер Сайфуллович.

Мелодия для него первостепенна. Он знает, какие струны задевают сердца людей.

Однажды именитые артисты ездили с гастролями по Башкирии. Остановились у Мухамадеевых в квартире, так бывало часто, весь творческий бомонд перебывал в их семье. Как-то попросили Венера Сайфулловича подменить их баяниста. В перерывах на концерте наш герой играл музыкальные миниатюры, народные наигрыши. А в один момент решил спеть народную песню, и зал просто не отпускал его, бисировали так, что именитые артисты стали косо на него поглядывать.

Сейчас супруги на заслуженном отдыхе, но Венер Мухамадеев по-прежнему творит. Признаётся, что у него словно открылось второе дыхание.

«В основном пишу об Отчизне, о природе родного края и о любви. Всё, что меня тревожит, радует, удивляет, отражается в стихах. Жизнь — лучшее вдохновение», — говорит он.

И песни становятся ещё более мелодичными и душевными. Их по-прежнему поёт молодёжь. Так, в 2023 году его «Песня утренней зари» в исполнении популярного вокального ансамбля «Нежность» завоевала приз зрительских симпатий и стала лауреатом года. И такое высокое звание получили его песни на многих конкурсах. Не случайно Венер Мухамадеев — заслуженный деятель ХМАО — Югры, обладатель нагрудного российского знака «За достижения в области культуры», медали Конгресса Татарстана, а с этого года и медали Конгресса Башкортостана.

При этом Венер Сайфуллович остаётся необычайно скромным человеком, близко принимающим всё к сердцу. Его опора — не только жена, но и взрослые дочери. Альбина и Регина, с детских лет выступавшие на сцене с произведениями отца, являются лауреатами вокальных конкурсов различных уровней, в том числе международных.

Самым же дорогим для нашего героя стало признание младшей дочки: «Я не знаю второго такого мужчины, настолько любящего своих детей и внуков». Их у Мухамадеевых уже пять (младшая — девочка), и это огромное счастье. Счастье, которое воодушевляет Венера Сайфулловича и помогает ему создавать новые мелодии его души.

Светлана Чтенцова

 

Последние новости

06.05.2024
ЦИТАТА ДНЯ
06.05.2024
Гороскоп на 6 мая
05.05.2024
Счастливый брак спасет только развод?
05.05.2024
В Нефтеюганске открыли «Добро.Центр»
05.05.2024
Более 60 спасателей получили различные награды в честь Дня пожарной охраны России
05.05.2024
Я просил у Бога забрать мою гордыню...
05.05.2024
ЦИТАТА ДНЯ
05.05.2024
Гороскоп на 5 мая