В ближайшие годы в селе Великорецкое Кировской области появится музей русского быта. Автором проекта стала руководитель студии керамики «Ручная глина» Наталья Елисеева.
Как исполняются мечты, в чем разница между городским и сельским бизнесом, и что будет представлять собой новое творческое пространство в одном из самых известных и намоленных уголков нашего региона, – об этом Вере Куклиной в программе «Своё время» (12+) рассказала Наталья Елисеева.
«Своё время» – совместный проект Радио Шансон в Кирове (12+) и портала Свойкировский.
Наталья, расскажите, о вашем проекте.
– Как говорится, у Бога нет других рук, кроме наших, и этот проект просто явился продолжением предыдущего. Я уже 16 лет занимаюсь керамикой и влюбляю людей в мир керамики. Сама я с детства влюблена в Великорецкое, и мне всегда хотелось оставить частичку своей души в каком-то благом проявлении. В этом году, после того, как я во время крестного хода дошла до Великорецкого, ко мне пришло желание купить здесь землю, и, знаете, как по ниточке всё произошло – очень легко, быстро сложилось. Я стала думать, как более интересно, ярко и сочно обыграть это моё желание.
Друзья из Великорецкого сказали, что на одном из участков стоит старинный дом- пятистенок, огромный, в хорошем качестве, в сохранности. И первое, что пришло мне в голову – это музей русского быта 1920 года. Дом настолько отражает дух того времени, он такой тёплый, добротный. Когда я выложила первый пост о том, что купила этот дом, мне стали писать сообщения те, кто был там во время крестного хода, и годами оставался там на постой. Дом просто попросил себя оставить и дал понять, что хочет принимать людей, хочет жить, дышать, а я – как инструмент в этом событии.
Как вы видите развитие этого проекта, в какие сроки?
– Конечно, первый год – это диагностика и ремонтные работы. Необходимо немного приподнять пол, поработать над печью, над крышей. Также я займусь скважиной, септиком, и мой личный проект – это, конечно, баня и лекторий. Я увидела во сне и поняла, что хочу огромную стеклянную беседку с тёплым полом и множеством растений, где мы можем проводить лекции, мастер-классы, встречи, беседы, тренинги, можем собираться большой компанией. А баня – это просто традиция, какое село без бани?
Давайте напомним, что такое Великорецкое, насколько значимо это село для Кировской области и для России в целом?
– Великорецкий крестный ход сразу ассоциируется с селом Великорецким, мы у всех на слуху, мы наблюдаем этот ход каждый год с 3 по 8 июня, когда тысячи тысяч человек идут 150 километров. В этом году было более 40 тысяч человек со всех регионов России, приезжает много иностранцев, всех, кто считает себя православными христианами. Они приезжают, и этот путь обретения иконы Николая Чудотворца проходят все вместе.
Да, село Великорецкое – это место, где была явлена икона Николая Чудотворца.
– Место это волшебное. Кто туда приезжает впервые, все отмечают, что оно другое. Воздух там другой, благость разлита. Недаром одну за другой там обнаруживают иконы, которые проявляются на куске железа – Николай Чудотворец, а в доме напротив храма на двери точно так же проявился образ Богородицы с Иисусом.
Это место, где происходят чудеса. И моё персональное чудо тоже происходило там. Однажды там зародилась студия керамики. Когда я приехала к своим друзьям, к семье Ивановых, и после бани мы с подругой Дашей просто сели, начали мечтать о нашем будущем. Знаете, такие молодые девчонки, 17 лет, мы всё думали: «Какой такой бизнес делать, чтобы денежек заработать?».
Все наши мечты исполняются. То, о чём тогда мечтала Даша – её магазин, для которого они делают сыры, молоко, творог – когда-то был в виде идей и записок на бумаге. А сейчас это стало реальностью. И моя студия точно так же собиралась, как полотно – по ниточке. Место потрясающее, и я уверена, что музей будет представлять собой площадку для художников, изографов, иконописцев, для людей абсолютно творческих, интересных, для поэтов, для элиты нашего города, для бомонда. Я очень на это надеюсь и хочу именно таких людей привлекать к своему проекту в первую очередь.
У меня есть личный опыт, связанный с Великорецким. Как-то мы навещали семью Ивановых, и Светлана проводила нам замечательную конную тренировку – иппотерапию. Это когда человек максимально объединён с лошадью, с этим живым мудрым, интересным живым существом. И как лошадь и человек друг друга чувствуют – это, конечно, потрясающее ощущение.
– Да, чувствование без слов в жизни очень важно. Как с лошадьми – мы не можем с ними поговорить, но какие-то микродвижения лошадь направляют. Так же и с людьми, мы должны свой тактильный опыт грамотно проживать и подавать правильные сигналы в этот мир, чтобы люди нас правильно понимали.
Какой срок вы закладываете на то, чтобы дом-музей начал свою деятельность?
– Я закладываю два года. Сроки будут двигаться, если к проекту подключатся люди, инвесторы, меценаты. Разумеется, это ускорит процесс. Но рассчитывая только на свои силы, два года.
Вы сказали, что будете там проводить творческую работу с глиной.
– Да, дом будет представлять из себя несколько площадок. Среди них непосредственно сам русский быт северной глубинки с маленькими окошечками, с широкой печью, на которой можно отдохнуть. Люди на снегоходах после зимних трипов могут собраться у нас и отогреться, напиться чаю, набраться сил, высохнуть. Будет пространство, где можно всё потрогать, всё попробовать, возможно, хлеб из печи, прянички. Такой интерактивный музей. Также там могут проводиться мастер-классы. Ну и будет локация, посвященная моей деятельности, которую я буду продвигать совместно с церковью.
Мы будем делать сувенирную продукцию для храма, ритуальную керамику. Возможно, это будут иконы, возможно, кресты в керамике. Будет мини-производство, в том числе, чтобы люди, которые приезжали к нам, могли посмотреть изнутри, как этот промысел живёт, могли сами попробовать сделать какую-то вещь на память. Так как я специализируюсь на посуде – кружечки, тарелочки, – я, конечно, буду продвигать и это, потому что считаю, что всё, во что мы вкладываем свои усилия, время своей жизни, должно служить нам, мы должны пользоваться этим ежедневно.
Правильно я понимаю, что мы говорим о рождении нового бренда?
– Да. Гостевой дом-музей в Великорецком.
Ну и сама посуда, которую вы будете создавать, в том числе, религиозная, тоже будет под вашим брендом?
– Да. Мы опять приедем в Великорецкое, сходим в баньку, и какая-нибудь интересная идея к нам придёт обязательно.
Как вы вообще пришли к работе с глиной?
– Когда я заканчивала институт, у меня было желание попробовать себя в том, что мне нравится всю мою жизнь. С детства, с четырёх лет, когда мне моя прабабушка показала, как из пластилинового шарика, можно слепить утушку, меня просто поразило, что, оказывается, образы так легко могут видоизменяться, преображаться. Это вызвало такой восторг, что с тех пор я брала всё пластичное, вплоть до оконной замазки, и из всего лепила. Я очень любила этот процесс. Это удивление до сих пор наполняет и будоражит, а ведь мне уже 38 лет. Поэтому я решила рискнуть и заняться керамикой сразу после окончания института. Просто взяла и сделала – купила гончарный круг и начала гончарить.
Есть такая фраза: «Начни, и всё начнётся». У меня так и было, я услышала голос своей души, чего я действительно искренне хочу – не ради денег, не ради каких-то выгод. Когда ты занимаешься любимым делом, даже если идёт выгорание, у тебя всё равно остаётся потенциал. По крайней мере, силы вложены не зря – в себя вложены, в свою хотелочку. Уже 16 лет я на этой энергии двигаюсь, и мы разрастаемся в сторону Великорецкого, пускаем веточку.
Начать своё дело, кажется, так просто – берёшь и делаешь, а дальше всё само начинается?
– Нет, пожалуйста, не думайте, что оно само. На самом деле, всё непросто, и люди, которые хотят зайти в бизнес, должны быть морально готовы к тому, что никто не обязан вас поддерживать в ваших начинаниях – ни мужья, ни родители, ни друзья. Это конкретно ваш проект, время вашей жизни, которое вы выбрали вложить в это направление. Это как дорога самурая, нужно думать только за себя и не ждать поддержки, одобрения, не ждать, что кто-то будет подкидывать вам деньжат. Делайте всё максимально самостоятельно, в таком случае вы избежите ощущения, что весь мир против вас. Никто никому ничего не должен. Берёте и делаете своими ручками. Когда я приняла решение попробовать себя в керамике, в то время я активно занималась исторической реконструкцией, ездила на фестиваль «Битва тысяч мечей». Я заметила, что люди, которые воспроизводят ту эпоху, нуждаются в керамике той эпохи, и просто стала смотреть в музеях и запасниках музеев работы, делать максимально похожие реплики. Это нашло отклики, у меня стали покупать эту посуду, и первое время я работала как мастер. Только потом люди пришли и сказали: «Мы хотим лепить сами, научите». Это как река – сначала маленький ручеёк, и ты занимаешься каким-то очень простым, понятным, ежедневно повторяемым делом. А новые ручейки вливают свою энергию, и постепенно река бежит сама. В данный момент я практически не делаю усилий, кроме того, что я есть в моей студии, в моём бизнесе. Оно само начинает притягивать нужных людей, работает сарафанное радио.
Посуда служит годами, и является постоянной рекламой. Люди, приходя в гости, берут кружку, задают вопросы, а потом приходят ко мне за такой же кружечкой. Но чтобы поставить это на рельсы, вы должны со вкусом провести несколько лет в том, что делаете, не ожидая быстрых взлётов и быстрых денег.
Ещё очень важное наблюдение, к которому я пришла после 15 лет занятия студией – никогда не относитесь к делу своей жизни, как к хобби. У меня была такая ошибка, первое время я вообще не позиционировала себя как керамист, профессионал, эксперт. Я говорила: «Да это просто дело, которое я люблю». По сути, так оно есть. Но если ты вкладываешь в своё образование очень много сил, постоянно держишь руку на пульсе мира керамики, покупаешь новинки, что-то тестируешь, какие-то пробы, замесы, нужно относиться к себе и к своему опыту с уважением. Тогда люди так же будут к тебе относиться. Очень важно, что вы транслируете на старте.
Керамика – это действительно дело, которым я буду заниматься всю жизнь. Как купить землю и заявить о музее – это тоже дело на всю жизнь. Это дело для меня, для моей семьи, для моих детей, моих будущих внуков. Я хочу видеть, как это всё расцветает и произрастает, поэтому вкладываю сюда максимально, делаю для людей, но как для себя. И это постоянно меня напитывает, наполняет, как и люди, которые готовы вложиться в это. Я могу сказать, что очень богата – людьми, ресурсами, на любой запрос у меня всегда приходит решение. И как только я заявила про музей, мои друзья стали звонить и говорить: «Так, у нас там в деревенском родительском доме потрясающий комод, мы тебе его привезём. А здесь у нас диван, мы уже нашли специалиста, кто будет его реставрировать». Подтягиваются мастера, краснодеревщики, люди, которые просто хотят вложить кусочек своей души в Великорецкое, в дом, в такую семью.
Потому что одно дело, когда ты в городе делаешь бизнес, и совсем другое – в селе. Приходя в село, ты приходишь в семью, где все друг про друга всё знают, где все разговаривают, иногда что-то додумывают. Нужно быть очень осторожным, очень внимательным, каждое своё слово, каждый шаг согласовывать с членами этой большой семьи. От того, насколько ты чист сердцем, искренен, зависит, как к тебе люди развернутся – они будут к тебе лицом или будут тебе палки в колёса вставлять? Потому что деревенская жизнь – все, как на ладони. И то, что ты несёшь в себе, всем очень видно. Поэтому нужно максимально открыто, максимально искренне. Мои соседи уже хотят мне помогать.
Какую роль играет программа «Мама-предприниматель» в вашем деле?
– Это стартап для моего проекта, люди, которые готовы вложиться в мой проект, меня поддержать, в том числе, финансово. Программа помогла мне дать огласку, сделать ролик, который презентует проект и даёт ответы: кто я, зачем я пришла в Великорецкое, что я планирую там делать. Для меня это уже много. А то, что я стала победительницей на региональном уровне – это возможность выйти на всероссийский уровень и заявить о проекте на всю страну.
Вы будете это делать?
– Да, я намерена это сделать уже скоро, 22-25 ноября. Музею быть!
Ну и, конечно, ваш проект – это новые рабочие места для жителей села?
– Да, нужны будут и администраторы, и люди, которые будут следить за хозяйственной частью, и люди, которые будут проводить мастер-классы. Последних я намерена обучить гончарному делу по моей методике, запустить новый поток специалистов, людей, которые будут поднимать промысел на новой территории.
Я очень хочу увидеть Великорецкое с прекрасными локациями – с кофейнями, с домами отдыха, с гостевыми домами, с какими-то объектами, где люди могут наполниться, одухотвориться, отдохнуть, переночевать, получить новые знания, просто провести потрясающие выходные. А ещё отдых для школьников. Они будут выезжать, в том числе, помогая храму, окунаясь в эту жизнь села, и получать какие-то навыки, которые, возможно, в будущем оформятся в профессию, в дело жизни.
Как воплотить в реальность свои цели?
– Приходит в голову фраза «Везёт тому, кто везёт». Вы на себя берёте ответственность и говорите: «Никто, кроме меня. Если не я, то кто?». Просто берёте и делаете свой проект, неважно, с чем он связан.
Когда я начинала, надо мной смеялись и говорили: «Наташенька, ты с двумя высшими будешь глину месить? Тебе оно надо, когда можно остаться на кафедре, спокойно закончить аспирантуру и проводить лекции студентам? В тепле, в уюте, в комфорте». А я в тепле! Я в таком тепле и уюте, потому что моя студия в данный момент – это место силы, место необычайного комфорта лично для меня. Я иногда туда приезжаю просто кофе попить, отдохнуть, наполниться. Там всё так, как я хочу – дизайн, ремонт. Там рождается много идей, там люди мечтают, избывают свои желания. И сейчас мы делаем чуть другой масштаб.
Если вы будете относиться к делу своей жизни с таким посылом и брать на себя ответственность за то, во что вкладываете энергию, время, свои старания, это обязательно вернётся к вам приумноженно во сто крат. Говорят, ко Вселенной, к жизни, к миру нужно относиться так, как будто ты подходишь к зеркалу. Если ты говоришь «дай мне», делаешь жест поберушки, то Вселенная всё время будет от тебя отщипывать, вокруг тебя будут такие же люди, которые хотят от тебя что-то взять. Но когда твоя ладонь дающая, Вселенная разворачивается к тебе с таким же лицом, и она тоже тебе даёт. Это закон: что имеешь, то и приумножится.
Вы говорили о том, что бабушка вас научила лепить из глины. А каким было ваше первое изделие?
– В художественной школе, где я училась по классу скульптуры, я постоянно делала маленькие часовни, храмы. И в Яранске я жила в таком месте, что у меня из одного окна был виден Успенский собор, а из другого – Благовещенская церковь. И я помню, как эту церковь восстанавливали. Я попадала в такие моменты, когда её расписывали изнутри, видела даже роспись алтаря. Храм начал работать, там появился монастырь, и всё приобрело удивительные черты. Возможно, поэтому в детстве я очень часто лепила именно этот храм. Приезжая к бабушке, я вижу у неё в серванте эти маленькие храмы, маленькие образы.
Возможно, с детства мне хотелось делать что-то основательное, долговечное, что меня переживёт. Керамическое изделие не меняется, оно не имеет срока годности, просто живёт. Мы растём, меняемся, стареем, умираем. А любой карандаш может нас пережить, как бы это ни было прискорбно. И вот из этого очень хотелось взять свой потенциал.
Керамика меня вдохновляет тем, что изделия из неё, как будто вчера из печки достали. И первые мои изделия, которые я стала делать осознанно, это кружечки. Они всегда где-то рядом и вдохновляют меня, радуют. Кружка – от слова «скруженная», то есть она сама по себе должна быть кругленькой. Не треугольной, как сейчас модно, а полусферой. И вот даже само слово «кружка» – такое тёплое, как клубочек падает тебе в ладошки. И хочется об неё греться, особенно осенью. Вообще считается, что идеальная геометрическая фигура – это круг, шар. И в ней особым образом структурируется вода.
Если бы сейчас я придумывала новый логотип для студии, там обязательно была бы кружечка. Потому что кружка – это самое популярное, что у меня гончарят, что забирают домой с удовольствием и приходят снова, чтобы дарить подарки, вот такие тёплые, уютные.
Расскажите о том этапе, когда вы занимались реконструкцией церковного быта, сражений. Вы сказали, что старались сделать максимально похожие реплики, как с курганов, как с раскопок. А как же технология производства, материалы? Ведь тогда делали всё иначе.
– Гончарному кругу уже более 5000 лет. Его принцип – центробежная сила. Законы физики раскручивают диск, и мы аккуратно выцентровываем в центре глину. Потом из неё вытягиваем стеночки будущего сосуда. Эта техника не меняется. Вот в моём понимании, гончарный круг – это очень просто, приятно, волшебно. И любой человек с пяти лет может спокойно гончарить.
Когда я искала себе наставника, мастера, мне говорили, что это очень сложно, более двух недель надо только руки ставить. А в моём понимании, шмель не знает, что он не может летать по законам биофизики, и летает. И я не знаю, что это сложно, и мне легко.
Я езжу в разные города и всегда хожу на мастер-классы, смотрю, кто как обучает, и кто как подаёт это ремесло. Заметила тенденцию, что некоторые говорят: «Не переживайте, если у вас что-то не получится», – как бы заранее программируя на неудачу. Первый блин кумАм, ка умовья – это чурочки, образы наших предков. И кто печёт блины, знает, что самый первый блин – он самый масляный, самый вкусный, самый питательный.
Моя задача – чтобы у людей, которые приходят ко мне на занятия, обязательно получилось качественно и хорошо, играючи, чтобы человек даже не успел испугаться. Потому что, как мы можем войти в промысел? Мы можем войти туда, где у нас получается, где есть восторг, ощущение победы. Поэтому важно, чтобы первый ваш опыт соприкосновения с миром керамики был положительным, радостным, чтобы эта кружка или тарелочка стала для вас свидетельством вашего успеха, победы над страхами.
Какие ещё изделия вы создаёте?
– Был большой период в моей жизни, когда я распевала глину, хотела делать окарины. На это был запрос у исторической реконструкции. Это старинный образ инструмента, поющего как свисток, только с разными отверстиями, которые дают возможность в разных тональностях извлекать звуки. Когда я хотела обучиться этому ремеслу, никто из дымковских мастериц не открыл мне секрета. Держат в тайне. Я уже тогда позиционировала себя как мастерица. Меня звали в промысел стать дымковской мастерицей. Но я человек-соло, работаю только над тем, что интересно мне.
И я озадачилась поиском мастера, кто научит меня распевать глину. Познакомилась с Ниной Михайловной Колчиной, с её замечательной дворянской игрушкой. И она мне показала все нюансы, которые я с удовольствием и радостью показала моим ученикам. Вот это чувство, когда ты делаешь птичку, потом делаешь поющее свистковое устройство, и когда ты её настраиваешь, она вся вибрирует у тебя в руках, как живая. Это ощущение есть в Библии: Иисус, когда был маленьким, лепил из глины птичек и оживлял их – развлекался таким образом. Мне кажется, что-то с этим связано.
Ощущения, когда эта птичка ещё недавно была бесформенным комком глины, а теперь она трепещет у тебя в ладонях, меня очень наполняло. Я делилась этим. Потому что это наша культура. Если в вашей семье, в вашем роду кто-то когда-то гончарил, есть потрясающий феномен родовой памяти, когда, садясь за гончарный круг, вы вспоминаете то, чего не знали. Так случилось и с моей семьёй. У меня в роду есть люди, которые работали на церковь, делали иконостасы, гипсовые барельефы на религиозную тематику. Мой прадед делал так качественно и интересно, что эти работы отправляли в Нижний Новгород, в Дивеево, и даже за границу братья Строгановы их отправляли. Поэтому для меня это очень близко.
---------
Ведущая программы Вера Куклина
Что такое дворянская игрушка, чем она отличается от дымковской, как лепка помогает бороться со страхами и в чём ключевая задача народных промыслов, – об этом в программе «Своё время» (12+) рассказала мастерица дворянской игрушки Аниса Сизова.
Фото: Радио Шансон Киров
Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или содержит недопустимый контент — сообщите нам:
Оставьте ваш комментарий (будет видно Ваше имя):
554
Комментарии